Смазочно-охлаждающие жидкости
Общеизвестно, что температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении составляет 100°С, а при нормальном температурном режиме двигателя она достигает 90°С, что явно недостаточно для обеспечения нормального охлаждения в условиях дорожных пробок, особенно в летнее время, при высоких скоростях движения и при поездках на дальние расстояния. И, самое главное, обычная, неочищенная вода обязательно содержит всевозможные примеси, которые при температурах, близких к кипению, способствуют образованию ржавчины и накипи.
Автомобильные охлаждающие жидкости в настоящее время условно делят на три группы в зависимости от состава присадок, обеспечивающих противокоррозионную защиту деталей системы охлаждения:
• Нитритные (в качестве ингибитора коррозии черных металлов содержат токсичные соединения - нитрит натрия, тринатрийфосфат и т.п.).
• Силикатные (безнитритные) и гибридные (силикаты + карбоксилаты; карбоксилаты+ фосфаты)
• Карбоксилатные – технология органических присадок (не содержат силикаты, фосфаты,).
Конкретный химический состав каждой из этих групп разрабатывается с учетом конструкционных материалов, используемых в двигателе, и его форсированности.
Антифризы карбоксилатной группы не рекомендуется смешивать с антифризами других групп, и при замене антифриза необходимо руководствоваться предписаниями автопроизводителей.
Цвет антифриза не является эксплуатационной характеристикой охлаждающей жидкости и может изменяться в зависимости от производителя. Продукты разных технологий могут быть окрашены в одинаковый цвет.
Качественные охлаждающие жидкости изготавливаются на основе хорошо очищенной деионизированной воды с добавлением моноэтиленгликоля или этиленгликоля, который представляет собой вязкую, сходную с глицерином, бесцветную жидкость с температурой кипения 197,6°С. Они, с одной стороны, повышают температуру кипения, с другой стороны, значительно снижают температуру застывания. В зависимости от процентного содержания этиленгликоля эти показатели могут быть выше или ниже. Следующим положительным фактором качественной охлаждающей жидкости является содержание в ней различных присадок, которые направлены на улучшение противокоррозионных, антипенных свойств, нейтрализуют воздействие на материалы прокладок, резиновых и пластиковых шлангов.