Selective Catalytic Reduction - выборочная каталитическая нейтрализация
Мы уже с вами говорили о стандартах Евро и системах, которые внедряют для отчистки выхлопных газов. Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим системе SCR которой оснащают в основном грузовые автомобили для соответствия стандарту Euro-4 и Euro-5.
SCR расшифровывается как Selective Catalytic Reduction (выборочная каталитическая нейтрализация). SCR была разработана компанией REHAU. Ее работа основана на подаче определенного количества жидкости (реагента) под названием AdBlue. Этот реагент смешивается с отработанными газами в присутствии катализатора и в процессе химической реакции оксид азота распадается на азот и водяной пар соответственно.
На практики эта система выглядит так: около кабины справой стороны устанавливается бак под AdBlue (еще ее называют мочевиной) емкостью 60 л., иногда делают по 40 и 120 литров. Основной материал для баков это алюминий и пластик чтобы избежать химической реакции с мочевиной.
Далее специальный насос подает мочевину в устройство для дозировки, откуда в определенной пропорции впрыскивается в выхлопной тракт. Из этого можно сделать вывод, что система дозировки одна из самых важных составляющих системы SCR, ведь нарушение пропорций может изменить химическую реакцию и не уменьшить, а увеличить количество вредных веществ, и даже нанести вред двигателю. После по выпускному тракту стоит нейтрализатор объединенный с глушителем в нем то и происходит самая важная химическая реакция, превращение оксидов азота в пар и азот при температуре 200 °C. Причем срок эксплуатации этого нейтрализатора соизмерим со сроком службы грузовика и поэтому проблем доставить не должен.
Минусом для нашего климата является то, что температура замерзания AdBlue около - 11°C. Но для такого случая предусмотрена система подогрева бака, которая работает от системы охлаждения двигателя. Остальная часть SCR греется за счет электричества.
Так как недопустимо попадание посторонних примесей в мочевину предусмотрено два фильтра. Первый стоит на выходе из бака, а второй, более тонкой отчистки, после насоса.
В итоге хотелось бы добавить, что для более длительной и без проблемной работы SCR, а так же автомобиля на котором она установлена необходимо придерживаться определенных правил:
Следите за качеством и состоянием мочевины, приобретайте только в проверенных местах, а то можно не только испортить атмосферу, но и загубить двигатель из-за возможного увеличения давления выхлопных газов.
Используйте высококачественные смазочные продукты, ведь они не только влияют на работу двигателя, но и отчасти на состав отработавших газов.